Первые имена христиан

Христианство зародилось в иудейской среде. По мере его оформления как особой религии со своим моральным кодексом и высокой нравственной направленностью имена лиц, окружавших Христа, постепенно входили в предпочитаемый церковью ономастикон (набор имён) и давались людям следующих поколений. Так складывалась культурно-историческая преемственность. Ученики и последователи Христа стали называться апостолами. Люди, гонимые за принадлежность к христианству и погибшие в борьбе за его утверждение, именовались мучениками, а те, на чью долю выпали особо тяжкие испытания, — великомучениками. Их имена были записаны в церковных книгах и также стали ядром ономастикона христианской церкви.

В первые века нашей эры христианство утвердилось в пяти епархиях: Иерусалимской, Антиохийской (Сирийской), Александрийской, Византийской и Римской. Первоначальный состав христианских имен был более или менее общим. Однако со временем он пополнился именами жителей епархий, которые погибли за христианскую веру и были причислены к лику святых. Так, Византия привнесла искусственно созданные имена, прославляющие человеческие достоинства (Евсхимон — благопристойный, Евмений — благосклонный и т.д.) и греческие имена, унаследованные со времен античности (Александр, Алексей, Андрей, Филипп). Ведь в древности при крещении язычники своих имён не меняли.

В римских провинциях христианскими стали латинские имена (Антоний, Емилиан), в значительной мере пополненные именами германского происхождения (Альфред, Бернард, Эдвард, Франциск), а также искусственно созданные имена, отражающие идеальные черты христианина: Григорий (бодрствующий), Константин (постоянный), Климент (милостивый), Христиан (христианин). В странах Ближнего Востока к числу ранних христианских относились семитские имена (сирийские, еврейские, арамейские, частично — арабские): Анна, Даниил, Давид, Иосиф, Яков, Авраам (Абрам), Лазарь, Моисей и другие. Однако основная часть древнееврейских имен не вошла в христианский именник, а осталась принадлежностью иудаизма (Сарра, Дебора, Азриэль, Барух, Натан, Лейб и др.). Таким образом, вместе с размежеванием религий произошло и размежевание имен.

В VII в. н.э. на Ближнем Востоке активизировались арабы, и три восточные христианские епархии утратили свое могущество. А в 1054 году произошло разделение христиан, живших в Европе, на приверженцев Восточно-Византийской и Римско-католические церкви. Дальнейшее пополнение ономастиконов обей церквей развивается обособленно.

Источники

Суперанская А.В. Именины – именник – именинница // Наука и жизнь, № 9, 1990.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 — количество комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии