История русских имен



Дохристианский период

В это время бытовали имена, которые происходили от названия животных (Волк, Козел) и растений (или частей растений — Сук), отражали порядок появления новорожденного в семье (Первуша, Третьяк), отношение к нему (Ждан, Неждан), его отличительную особенность (Косой, Рябой, Бел, Буян, Молчан) или пытались оградить от злых духов (Некрас, Ненаш). Также были особые имена, состоящие из двух основ, прославляющих именуемого (Ярослав, Всеволод, Владимир и т.д. ).

Крещение Руси

В 988 году Русь приняла христианство. Новорожденных стали крестить и нарекать именами из месяцесловов (святцев) — особых календарей, состоящих из церковных праздников и дней поминания святых и мучеников.

Христианские имена имели латинское, греческое, древнееврейское и арабское происхождение. Они постепенно входили в русский язык, подстраиваясь под него. Одни настолько изменились, что в них сложно было разглядеть исходное имя (Евстафий стал Остапом). Другие образовали несколько вариантов. К примеру, от греческого имя Георгиос произошли Георгий, Юрий и Егор. Третьи не смогли прижиться из-за сложного произношения (Ексакустодиан) или негативных ассоциаций (Мардарий).

Ближе к XIV веку христианские имена были освоены русским языком и стали употребляться параллельно с древнерусскими именами. Таким образом, у человека было два имени: крестильное и мирское (языческое). Например, Иван Андреевич Медведь Чеботов, Михаил Глебович Корова Кутузов и т.п.

Книжная справа

В XIV—XIX в. проходила книжная справа. Богослужебные книги сверялись и редактировались в соответствии с греческими текстами. Наиболее важные изменения были внесены при Московском патриархе Никоне (1605-1681), чье служение пришлось на начало правления династии Романовых.

Справщики уделяли пристальное внимание написанию и произношению имен. Календарные имена имели древнерусскую форму, похожую на современную русскую народную, а после исправления обрели церковнославянскую. Это возмутило противников церковных реформ. Поп Лазарь писал, что отредактированные имена «есть святым похуление», а протопоп Аввакум выступал против замены имени Никола Николаем. Также проходили бурные дебаты о том, как писать и произносить имя Христа (Исус или Иисус?) и какой будет каноническая форма имени Иван (Иоанн или Иванн?).

Книжная справа стала причиной раскола Русской церкви и возникновения старообрядчества, чьими сторонниками стали протопоп Аввакум, поп Лазарь и многие другие. В результате реформы имена Данил, Илья, Акулина, Катерина и Татьяна были заменены на Даниила, Илию, Акилину, Екатерину и Татиану. Однако большинство исправленных имен не перешли в повседневную жизнь, а остались в рамках церковного употребления.

Одновременно проводился запрет именоваться древнерусскими именами. После XVII в. они перешли на положение прозвищ и их можно встретить в современных фамилиях: Волков, Козлов, Жданов, Первушин, Третьяков, Ненашев и др.

Наступление католичества на юго-западе привело к возникновению метрических книг. Они определяли принадлежность к православию и фиксировали крещение (имя, рождение), венчание (браки) и погребение (смерти). В 1646 г. Киевский митрополит Петр Могила созвал Метрополитанский собор, на котором было принято решение об обязательном ведении метрик. Однако после смерти митрополита они были заброшены и их ведение возобновилось только в 1722 году по указу Петра I.

Официальные имена, записанные в метриках, невозможно было изменить. Но дворяне и почетные граждане с высочайшего позволения могли это сделать. Также исключения полагались иностранцам, принявшим православие. В 1850 году был введен запрет на изменение фамилии даже при крещении.

Октябрьская революция

После Октябрьской революции церковь утратила право давать официальное имя и контролировать процедуру имянаречения. Эту функцию взяли на себя родители и производственные коллективы. Метрические книги были отменены. Регистрировать рождения, браки и смерти стали государственные органы ЗАГС. Вместо крестин появился новый гражданский обряд — октябрины, представляющий собой присвоение имени ребенку в торжественной обстановке.

В 1918 году гражданам старше 18 лет было разрешено менять фамилии (Декрет о правах граждан именять свои фамилии и прозвища, от 04.05.1918 г.), а в 1924 году — имена (Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 14.07.1924 г.). Чтобы это сделать, человек должен был обратиться в Отдел записи браков и рождений, после чего заведующий Отделом делал публикацию о смене имени в местной газете и в «Известиях ЦИК СССР и ВЦИК», а также уведомлял учреждения, ведущие списки об уголовной судимости. В основном менялись «социально опасные», дворянские и неблагозвучные фамилии и имена, ассоциирующиеся с ушедшей эпохой.

Возможность смены имени совпало с началом движения за революционный именник. С 1924 по 1930 гг. стали печататься календари с новыми именами, среди которых были названия минералов (Гранит, Рубин), химических элементов (Радий), революционные лозунги (Ревдит, Лорикэрик), а также старые календарные имена, воспринимаемые церковью как «неистинные»: Георгиан, Гай, Гортенз, Зилот, Витал и многие другие.

Процедура смены имени с самого начала контролировалась НКВД. В 1920-е гг. можно было изменить имя и объяснить это проявлением новой советской индивидуальности. Однако в 1930-е на это требовались более веские причины: неблагозвучность, труднопроизносимость и т.д.

Также в конце 30-х контролировались имена граждан, относившихся к так называемым «инонациональностям». В 1938 г. это были поляки, затем — немцы и греки, во время Великой Отечественной войны к ним добавились калмыки, чеченцы и другие. Им запрещалось менять имена. Причина была в том, что до апреля 1938 г. национальность записывалась со слов владельцев паспортов, а имена для НКВД были тем признаком, по которому вычислялась «истинная» национальность.

Великая Отечественная война прервала поток имятворчества, и детей стали назвать традиционными именами: Андрей, Александр, Ольга, Елена, Наталия, Сергей, Евгений и т.д.

Наши дни

Сегодня по-прежнему популярны традиционные имена: София, Александр, Артём, Екатерина, Дарья, Виктория, Егор, Кирилл, Полина, Елизавета, Ксения, Мария, Анастасия, Дмитрий, Максим, Анна, Даниил, Никита, Михаил, Иван. Также наметились тенденции возвращения старорусских (Всеволод, Святослав, Добрыня) и забытых христианских имен (Лука, Мирон, Тихон, Макар). Встречаются случаи наречения заимствованными и двойными именами. Кроме того современные родители давали имена, образованные от нарицательных слов, имен сказочных персонажей, аббревиатур и географических объектов (Луна, Принцесса, Золушка, Береза, БОЧ РВФ 260602, Крым, Россия и т.д). Однако 7 марта 2017 года Госдума приняла законопроект о запрете регистрации имен, состоящих из аббревиатур, цифр и ненормативной лексики.

Источники
  • Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги России XVIII — начала XX в. М., 2006.
  • Байбурин А.К. Контроль над личным именем в ранней советской традиции // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы III Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2015.
  • Врублевская О.В. Антропонимы и мода: современные тенденции имянаречения // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы III Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2015.
  • Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. Около 2600 имен. — М., изд-во «Сов. Энциклопедия», 1966.
  • Суперанская А.В. Имя — через века и страны. — М.: ЛКИ, 2007.
  • Суперанская А.В., Сталтмане В.Э. Теория и методика ономастических исследований. Изд. 2-е. — М.: ЛКИ, 2007.
  • Успенский Б.А. Никоновская справа и русский литературный язык // Вопросы языкознания. № 5, 1969.
  • Шмелева Т.В. Ономастика: учебное пособие. ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013.
Опубликовано 2019-04-21
Для жадных до знаний