Кому Анна, а кому Анюта

как крестьяне Владимирской губернии называли друг друга во время ухаживаний и в семейной жизни

О жизни крестьян Владимирской губернии конца XIX века мы узнаем из работ этнографов. Как отмечали ученые, крестьянские семьи обычно создавалась по сговору родителей. В Меленковском и Шуйском уездах жениха и невесту венчали без собственного согласия, и они не могли перечить родительской воле. Однако во Владимире и Муроме молодые примечали друг друга заранее.

Старинный обряд благословения невесты. Картина Ивана Куликова, 1907. Художник родился в конце XIX века во Владимирской губернии в семье бывших крепостных крестьян. Земляки и крестьянский быт были его излюбленной темой.

Девушки и парни знакомились на улице, в кругу хоровода или при гуляньях по селу. Зимой встречи происходили на посиделках, где играли в карты, жмурки, прятки и пели песни. На них разрешалось присутствовать с 14—15 лет. В парнях ценились ловкость, сила, красноречие и умение играть на гармони. Красавцем слыл тот, кто обладал кудрявыми волосами и высоким ростом. Истинной же красавицей считалась высокая и дородная девица. Чтобы казаться выше и толще, жительницы Суздальского уезда специально набивали соломы в сапоги и надевали побольше одежды.

Три девицы. Картина Ивана Куликова, 1907.
В праздничный день. Картина Ивана Куликова, 1906.
Возвращение из города. Картина Ивана Куликова, 1914.

Родители относились с безразличием к посиделкам молодежи, а некоторые сами отправляли туда детей. Однако в богатых семьях за девушками пристально следили и не разрешали гулять по вечерам.

Летом влюблённые парочки бродили по улице и водили беседы. Это называлось стояньем, которое означало сближение. Девушки начинали следить за своей одеждой, походкой, речью, старались лучше работать, чтобы не вызвать нареканий со стороны зорких матерей женихов. Влюблённые ласково называли друг друга уменьшительно-ласкательными имени. К примеру, если девушку звали Анной, то жених называл ее Анюткой или Нюрой. Невеста в свою очередь также ласково обращалась к будущему супругу.

После брака уменьшительно-ласкательные имена уходили в прошлое. Муж начинал называть жену полным именем — Анной, а она была обязана его «величать», то есть обращаться по имени и отчеству. По понятию крестьянина неполное имя воспринимается «детским» и «полуимямъ». Если жена продолжала называть его тем ласкательным именем, которым звала до замужества, муж ее «учил», т.е. бил и заставлял непременно «величать».

Когда молодость проходила и страсти утихали, в среднюю пору жизни муж и жена называли друг друга «отец» и «мать», а к старости величали почетными именами «дедушка» и «бабушка».

Старушка из Нежиловки. Картина Ивана Куликова, 1898.
Старик. Картина Ивана Куликова, 1898.
Источники
  • Быт великорусских крестьян-землепашцев: Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева, на примере Владимирской губернии / Авт.-сост. Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. — СПб., 1993.
  • Завойко Г.К.  Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии // Этнографическое обозрение. 1914. № 3 – 4. С. 81 – 178.  
  • Иллюстрации взяты из книги Беспалова Н.А. Иван Куликов, 2003.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 — количество комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии