Чтобы выяснить, какие имена были популярны у крестьянок, лингвист В.А. Никонов принялся изучать документы переписей населения XVIII века. Первая и вторая ревизии состояли из мужских имен, так как выявляли тех, кто подлежал подушному окладу и воинской повинности, однако уже в третью и последующие ревизии (с 1763 г.) вошли женщины. Изучив эти данные, лингвист составил рейтинг популярности крестьянских женских имен:  

Примечание:
* Афанасия, Глафира, Евпраксия, Зиновия, Киликия, Любовь, Макрида, Секлетекия
** (единичные случаи, менее 0,08) Евлампия, Клеопатра, Лидия, Лукия, Макрина, Минодора, Нелида, Нимфодора, Олимпиада, Павла, Фетинья 

Подсчеты Никонова показали, что одними из популярных крестьянских имен были Евдокия, Анна, Прасковья, Мария, Матрена, Ирина и Ксения. Притом в одном и том же источнике могла встретится как каноническая, так и народная форма имени: Евдокия — Авдотья, Параскева — Прасковья, Матрона — Матрена, Ирина — Арина/ Орина, Ксения — Аксинья/ Оксинья. Порой писец принимал их за самостоятельные имена, однако во многих случаях он знал, что они одинаковы, просто не придавал значения различиям в написании и произношении. 

Изучая крестьянские имена, Никонов обнаружил интересное явление. Оказывается, многие из них имели ареалы популярности. Так, Евдокии принадлежали центральные и южные области, где из тысячи крестьянок имя носило 100 и больше женщин. В Северном Заволжье его частотность опускалась до 70, но имя всё-таки одерживало первенство. В Кубенской трети Вологодского уезда конца XVII — начала XVIII в. и в Вичугской волости Кинешемского уезда в первой половине XVIII в. имя Евдокия употреблялось наравне с именем Анна. Зато в Северном Поволжье Анна вырывалась вперед (90 женщин из тысячи). Таким образом, даже намечается зыбкая граница между зоной преобладания имен. 

Неизвестны причины популярности Анны в Северном Поволжье. Никонов предполагал, что интерес к имени возрос после размещения в 1571 году в Кашине мощей тверской княгини Анны, а сам ареал концентрации имени сложился благодаря историческим причинам, обусловившим своеобразие Северного Поволжья. 

Прослеживается зонирование у имени Агафья. Имя охватывало центральные уезды — 22—33 женщи­ны из тысячи, восток и юго-восток (Шатковский и Залесный станы Арзамас­ского уезда, Шокшенский стан Пензенского уезда, Окологородный стан Веневскою уезда) — 35—45, а вот на Северном За­волжье его частность опускалась до крайне малых величин —  5—9. Близка к этому география имени Анастасия. Имя Матрена особенно часто встречалось в Рязани и на всей территории бассейна средней и нижней Оки (г. Ряжск, Веневский уезд, Лухманокий стан Гороховецкого уезда), а реже всего — на севере. Имя Марина предпочитали крестьянки северной части.

В некоторых случаях были не зоны, а островки повы­шенной частотности. К примеру, имя Неонилла в первой половине XVIII века на большинстве территории носило менее 10 крестьянок из тысячи, а в Чухломских вотчинах Чичериных — 40 из тысячи. В тех же вотчинах было зафиксировано имя Киликия, а также рост редкого имени Епистима: в первую половину XVIII века было 19 женщин на тысячу, а во вторую уже 36 на тысячу. 

Пытаясь объяснить зонирование имен, Никонов предположил, что это результат неравномерного распространения про­цесса убыли или роста населения. Возрастающая частотность имени распространялась волнами, и на некоторых территориях имена задерживались дольше, образуя ареалы. Однако эта теория не могла объяснить рост имени Неонилла в Чухломским вотчинах Чичериных и Евфросинья в Черном стане Галичского уезда. Вероятно, причина крылась в том, что имена хоть и бралось из святцев, но порой крестьяне могли повлиять на их выбор. К примеру, если выпадало труднопроизносимое и непонятное имя, то родители могли просить дать другое. Священник мог пойти на уступки, так как в православии разрешалось крестить именем, которое стояло в святцах на несколько дней или неделю позже рождения. Так получались семьи, где Анной звались мать и дочери. Кроме того, крестьянок могли назвать в честь барыни, надеясь на ее благосклонность к тезкам. Какие имена были популярны у купчих, читайте в следующей статье

Источники
  • Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.
  • Фото в заголовке: © cottonbro/pexels.com