По наблюдениям и подсчетам филологов А.В. Сусловой и А.В. Суперанской популярными древнерусскими именами были:
Из этого списка наиболее привычны Богдан и Добрыня. Необычными кажутся имена Булгак, Ярец, Курбат, Ширяй. И уж совсем непонятно, зачем называть младенца Нехорошим, Некрасом, Неустроем и Старым. Давайте в этом разберемся.
Когда ребенок рождался, то родители тщательно его осматривали и, обнаружив нечто необычное, отмечали это. К примеру, если у новорождённого была большая голова, выразительные глаза, очень светлая кожа или особенное телосложение, то называли Голова, Глазко, Беляй, Толстой, Курбат (малорослый). Имя могло отражать порядок появления на свет: Первой, Первуха, Первуша, Перша, Второй, Вторко, Третьяк, Четвертинок, Пятой, Шестак, Шестой, Семой, Осмак, Девятой, Десятка, Меньшой, Старшой. Также через имя передавалось родительская любовь — Любим, Бажен, Надея, Ждан, Богдан.
Однако помимо радости младенец приносил множество забот. Вы только вслушайтесь в эти имена — Бессон, Томило, Шумило, Истома, Булгак (беспокойный). За ними видится изможденная трудом и бессонными ночами мать, убаюкивающая свое чадо до третьих петухов.
Имя могло быть связано со временем рождения и сопутствующими природными явлениями. Родившемуся в пост давали имя Постник, весною — Ярец, Вешняк, в сумерки — Суморок, во время сильного мороза, метели, грозы — Гроза, Метелица, Мороз, Замятня (вьюга). Кроме того, имена типа Метелица, Гроза были охранными. Считалось, что стихия не навредит своему тезке, и человек с таким именем не погибнет от удара молнии или снежного заноса.
Вообще, охранные имена — очень интересный пласт именника. Полагали, если назвать новорожденного Красавчиком, то нечистая сила непременно захочет завладеть таким прелестным ребёнком. А на Безобраза, Гнилозуба, Дурака, Некраса, Злобу, Нехорошего, Неклюда (неуклюжий, некрасивый) и Старого она не позарится. Также, чтобы новым словом не привлекать злого духа, ребёнка называли каким-нибудь малоценным предметом. Отголоски таких имён прослеживаются в современных фамилиях Топоров, Ковшов, Лаптин, Лопатин.
Для некоторых имен проводились целые ритуалы. Глава семейства незаметно выносил ребёнка из избы, а затем появлялся на пороге, крича, что нашел подкидыша. Домочадцы тут же принимались ругать тех, кто подкинул, а младенца называли Найденом или Ненашем. На такого ребёнка бесы тоже не посмотрят. Ведь если его загубить, то семья не будет горевать, так как он им чужой.
В качестве имен давались названия животных, рыб и птиц (Баран, Волк, Козел, Соловей, Ворон). Существовали семьи, придерживающиеся одной именной тематики: «рыбьей», «ботанической» и т.д. К примеру, в исторических документах упоминается дворянин Алексей Ершов сын Линева (1550 г.). Как следует из имени, его отца звали Ершом, а деда или прадеда — Линем.
Были особые имена, состоящие из двух основ, прославляющих именуемого (Владимир, Ярослав, Святополк, Гудимир и т.д.). Иногда подобные имена называют княжескими. Однако простые люди тоже носили двухосновные имена, но у них они употеряблилсь в неполной форме, поскольку так было проще в быту. Мирослав сокращался до Мирек, Мирко; Ратибор, Ратислав или Ратимир — Ратша (-ша — характерный новгородский суффикс), Доброслав или Доброгость — Добрыня, Путислав, Путимир — Путило. Большинство сокращенных форм утеряно, так как двухосновные имена были в прошлом весьма редки и немногие попали в церковные календари.
Таким образом, из всех древнерусских имён, некогда популярных на Руси, в современном именнике остались Богдан и Добрыня. Однако остальные не исчезли. После XVII века они перешли в разряд прозвищ, а затем образовали фамилии: Булгаков, Некрасов, Волков, Баранов, Курбатов, Первушин, Третьяков, Морозов, Толстой, Лобанов, Жданов и т.д.